|
| администратор
|
Сообщение: 35
Зарегистрирован: 26.12.07
|
|
Отправлено: 02.10.08 15:36. Заголовок: Николай Фигуровский АЛХИМИК И ВРАЧ АРТУР ДИ
Николай Фигуровский АЛХИМИК И ВРАЧ АРТУР ДИ (АРТЕМИЙ ИВАНОВИЧ ДИЙ)Отрывок из истории российской химии и медицины Институт истории естествознания и техники Академии Наук СССР, Малая Лубянка 12, Москва, СССР. Деятельность английского алхимика и врача Артура Ди — личного врача царя Михаила Романова — в Москве, составляет одну из важных страниц истории алхимии. Она не только позволяет составить представление о развитии химии (алхимии и ятрохимии) в России первой половины XVII века [1], но также проливает свет на существовавшие в то время научные, экономические и политические связи Москвы и Лондона. Хорошо известно, что Россия в период с XIII по XVI века была страной отсталой и в научном, и в экономическом отношении. Вторжение в XIII веке татар на ее территорию привело к практически полному уничтожению традиционной русской культуры и подавило зарождающиеся проблески научного знания в Киеве и Суздале. Жестокое монголо-татарское иго, продлившееся 300 лет, — один из самых трагических периодов русской истории. Кроме того, огромные территории страны долгое время оставались неосвоенными, скрытые девственными лесами. Положительные изменения в российской экономике становятся заметны лишь в XVI веке, когда для Москвы и вместе с ней остальной России наступил период Возрождения. Из Восточной Европы, переживавшей эпоху Ренессанса, в Москву начали проникать технологические идеи, воплощавшиеся в новой архитектуре, развитии научно-практического знания, а также в преображении искусства. В Москве стала появляться научная (в основном медицинская) и техническая литература, печатавшаяся в Восточной Европе и Византии. Внутри церкви зародилась оппозиция ортодоксальному догматизму и схоластике. По сути, Россия повторяла путь, пройденный незадолго до этого Восточной Европой. Началось активное развитие определенных направлений ремесел и производства, в особенности в военной отрасли [2]. Итальянские, французские и немецкие архитекторы, врачи, мастера военного дела, геологи и металлурги начали появляться в России с конца XV века. Однако ближайшие соседи России, в особенности Дания и Швеция [3], всячески препятствовали миграции на восток иностранцев. Иван Грозный, пытавшийся организовать для таких специалистов школу в Москве, так и не смог воплотить свой замысел в жизнь, поскольку учителям, которых он пригласил из-за границы, не было позволено покинуть родные земли. Несмотря на это, прогресс в торговле и индустрии начался, породив возрастающий интерес к наукам и искусствам в московском высшем обществе. В 1553 году английский торговый путь стал пролегать через Белое море и один из островов в устье Северной Двины, недалеко от Архангельска. С указанного времени в течение почти ста лет (до 1649 года) англичане торговали с Москвой через Архангельск. Мы не можем позволить себе описывать здесь всю историю деятельности английских купцов и их соперничества с датчанами (начиная с 1564 года) [4], но отметим, что эта торговля привела к налаживанию политических и научных связей русского и английского правящих дворов, в частности, к возникновению переписки между Елизаветой I Английской и Иваном Грозным, между Джеймсом I, Карлом I и царем Михаилом Романовым и к постоянному обмену дипломатическими миссиями. Развитие российско-английской торговли и поиск англичанами новых торговых маршрутов, ведущих через Россию на Ближний Восток, привело к появлению во второй половине XVI века в Москве множества английских торговых агентов и специалистов, в числе которых были врачи и аптекари. Формирование общественных и политических связей с Россией через Архангельск позволило англичанам заявить, что они «открыли Московию», а русские, в свою очередь, открыли новый мир для себя. Англичане привозили в Россию не только товары, но и новые идеи. В частности, именно благодаря им в Москве распространилось знание об алхимии. В России алхимия, в отличие от стран Западной Европы, не была известна вплоть до второй половины XVI века; сведений о более ранних практиках в этой области в истории не сохранилось. Гамель [5] пишет, что «интеллектуальное “недомогание” (астрология и алхимия), к счастью, было мало известно в России». Как бы то ни было, определенные факты показывают, что эта «зараза» проникла в Москву. Так, например, царь Иван держал при себе в качестве врача «арканиста» Элоизиуса («Елисея») Бомелиуса. Псковские хроники не без оснований называют Бомелиуса «волхвом зело лютым» [5a]. Он готовил для царя яды, от которых жертвы «умирали в назначенную минуту». Бомелиус был впоследствии обвинен в измене и сожжен заживо в Москве в 1580 году [6]. Эта расправа произвела совершенно определенное впечатление на иностранцев, поскольку на своей родине Бомелиус также слыл злым человеком. По точно такому же обвинению он находился в заключении в Лондоне. Известно, что по просьбе Ивана IV Елизавета I в 1581 году послала в Москву медика Роберта Якоби и аптекаря Джемса Френчема. Несколько письменных источников, сохранившихся после пожара в Москве 1812 года, свидетельствуют, что когда царь Феодор сменил на престоле Ивана Грозного, алхимические знания распространились в Москве более широко. Недавно было открыто несколько документальных свидетельств, касающихся русской алхимии — они представляют всего несколько строк, однако весьма красноречивых. Их следует процитировать: «В 1596 году в Твери объявился некий человек, перепускавший железную руду в серебро и золото. Царю и Великому Князю Всея Руси Феодору Иоанновичу было о сем сообщено, государь послал за ним, и его доставили в Москву, где он приступил к пещному действу. Однажды он получил золото такого же высокого качества, что и настоящее. Однако божественное провидение не наделило его мудростью. Государь Самодержец, подозревая его в воровстве, приказал пытать того вместе с учеником безо всякой жалости. И человек тот сказал боярам: “Какое-то смотрение Божье: много пытаюсь по-прежнему, да не умею. Применяю те же самые зелья (химикаты) и лью те же водки (кислоты), но разделения (сепарации) не получается”. И в таких муках (пытках) умерли оба, отравившись ртутью». Интерес двора и самого царя к алхимии и астрологии подтверждается попыткой в 1586 году пригласить на службу в Россию известного английского математика, астролога, алхимика и мага Джона Ди — отца Артура Ди. В тот период Джон Ди практиковал алхимию и магию в Богемии [8] (см. ниже). В 1595 году в Москву из Англии приехал широко образованный врач и философ Марк Ридли (1560–1624) [9]. Он оставался придворным врачом всего несколько лет, прежде чем сбежать обратно на родину. Впоследствии он прославился своими трудами о магнетизме, работая вместе с Уильямом Гилбертом [10]. Не осталось никаких свидетельств того, что Ридли занимался в Московии алхимией, но также известно, что Борис Годунов («лорд-протектор», как называли его англичане) «проводил свободное время» в своей резиденции в Хорошево под Москвой в компании заграничных докторов [11], одним из которых, несомненно, был Ридли, и факты дают основания предполагать, что Годунов и сам интересовался алхимией. Оставив в стороне деятельность зарубежных врачей в Московии в смутное время (1605–1613 годы) <ныне начало смутного времени как правило принято отсчитывать от 1598 г. — Прим. пер.>, мы перенесемся сразу во времена правления Михаила Романова и пребывания Артура Ди в Московии. В отличие от своих предшественников, царь Михаил держал при своем дворе целую свиту докторов и других заграничных специалистов, которые входили в специальный «Аптекарский Приказ». Приказ в медицинском отношении единолично пользовал царя и его семью, а также бояр. Приказу принадлежала лаборатория, где производили и проверяли различные препараты, поставляя их в царскую аптеку, а также в несколько других аптек Московии. Помимо этого, Аптекарский Приказ контролировал медицинское обслуживание армии. В то время медицина в основном основывалась на ятрохимии, несмотря на то, что помимо традиционных ятрохимических средств использовались специфические русские средства, в особенности лекарственные травы и всевозможные изготовленные из них тинктуры, «водки» (продукты настаивания различных трав, цветков, корней и всего подобного на спирту), и прочие зелья [12]. В такой обстановке в течение почти четырнадцати лет Артур Ди жил и работал в Московии. К сожалению, биографическая информация о нем весьма скудна, в то время как о его отце написано множество работ. Джон Ди (1527–1608), знаменитый математик, астроном, астролог, алхимик и маг, получил прекрасное образование и с юности много путешествовал по Европе [13]. Он преподавал греческий, математику и другие науки. Мария Стюарт заточила его в темницу по подозрению в политической неблагонадежности и ереси. Он был придворным астрологом у Елизаветы I, которая благоволила ему. Литература о деятельности Джона Ди в областях математики, астрологии, алхимии и магии противоречива, однако, с другой стороны, полна своеобразного романтизма. К концу 1560-х годов он собрал большую библиотеку редких книг и манускриптов оккультного, спиритуалистического и алхимического содержания и погрузился в их изучение. В то время Джон Ди особенно сильно интересовался магией и вызыванием духов. Ему удалось обрести «магический кристалл» («глазок», шарик из дымчатого кварца) и специальный спиритуалистический стол («Скрижаль Завета»). Он верил, что эти и другие добытые им магические предметы, а также одна древняя книга позволяют ему «сообщаться с ангелами и духами усопших» [14]. В период своей увлеченности оккультизмом Джон Ди повстречал Эдварда Келли, чья настоящая фамилия была Талбот. Приключения Келли-Талбота, которого Холмъярд называет «от
|